Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
Необходимо подчеркнуть, что это направление, генерирующее указанные выше доминанты педагогической деятельности. Успех или неуспех в учебной деятельности определяет ведущие тенденции нравственного развития младших школьников. Оно наименее разработано в педагогике и нуждается в особом внимании учителей, родителей, студентов педагогических вузов.
Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель; переживание же радости, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие ребенка, что резко меняет ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы — самой главной линии ожиданий ребенка, самого главного рубежа его стремлений.
Успех — категория не абстрактная. Он имеет пол и возраст, и даже социальную принадлежность. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка, подростка — от юноши, юноши — от взрослого, радость ученика — от радости учителя, радость ребенка — от радости родителей.
Младший школьник не столько осознает, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до ее источников, не всегда адекватно оценивает ее, старший школьник на уровне взрослого человека подходит к своему успеху или неудаче аналитически. Ищет их корни, пытается (чаще всего стихийно) спроецировать на будущее. Девочки реагируют на успех иначе, чем мальчики. У них переживания более тонкие, более дифференцированные и более эмоциональные.
В разных «весовых категориях» располагаются успехи и по степени глубины радости. Одни буквально потрясают личность ребенка, значительны для него, оставляют глубокий след; другие как бы скользят по поверхности, не поднимают бури чувств, но тем не менее более устойчивы, а потому и более глубоки.
С социально-психологической точки зрения оптимально соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно ни было, всегда окружен системой так называемых экспектаций (ожиданий) от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несет в себе целое созвездие различных экспектаций по отношению к родным, близким, сверстникам, членам той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Она ждет определенных поступков, в которых удовлетворяются ее надежды (или опасения), и этого ждут от нее.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно- говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется. Так, для младшего школьника наиболее значимыми будут сбывшиеся ожидания учителя, родителя. Для подростков — ожидания одноклассников, друзей, наиболее авторитетных взрослых; для старшего школьника — мнение родителей, сверстников.
С психологической точки зрения успех — это переживание . состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ‘ надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, v более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что если в первых двух случаях ситуация успеха может быть спонтанной, стихийной, то в педагогическом смысле — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи. Различаются успех и ожидания личности. Можно выделить три вида.
Предвосхищаемый успех. Ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды (он хорошо учится, старается, хорошо развит), и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает, в учебе — тем более. На пустом месте успех родиться не может. Но ребенок ждет, он на что-то надеется.
Ему может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного учителя заметит его надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это — беда. Это очень серьезно, последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы.
Такое наблюдается и у некоторых взрослых. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя. Но взрослые могут разобраться в себе, критичнее отнестись к собственным притязаниям. Их можно, наконец, переубедить. С ребенком сложнее.
Констатируемый успех. Школьник фиксирует достижение, радуется ему. Успех может быть ожидаемым, неожидаемым, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, что он создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.
Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это — состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой — опасность переоценить свои возможности, успокоиться.
Диалектический подход в оценке любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача и пр. Стремление к успеху есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить. Но ясно одно: неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует.Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще, а ребенку — школьнику в особенности — постичь всю глубину успеха.
Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций с учетом, разумеется, особенностей личности, ее способности к преодолению неудач, к борьбе с обстоятельствами. Успех может разложить личность, неуспех может формировать ее лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.
Ключ преодоления этого противоречия — в педагогической позиции воспитателя, в его умении постоянно держать руку на пульсе жизни отдельного ребенка и детского коллектива в целом. Коллектив упомянут не случайно. Успех всегда имеет две стороны. Одна — сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая — коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична, особенно в детском сообществе.
Если для взрослого человека радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям «про себя», не считаясь с мнением окружающих, то школьник живет в другом измерении. Для него радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово «разделенная» правильно было бы заменить на «умноженная». Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.
Самый оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчения окружающих, потому что он живет не только своей, но и чужой болью. Мудрость педагогического руководства в том и состоит, чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю. Без опоры на коллектив этого не добиться.
СИТУАЦИЯ ТИПА «СБЫВШАЯСЯ РАДОСТЬ»
Школьник испытывает радость от того, что достигнутый им результат в учебе соответствовал его ожиданиям. Творцами ее выступают и школьники, и учителя, и родители. Пути создания этой ситуации разные, как различны и те школьники, которым она идет навстречу. Условно их можно разделить на несколько групп. Классификация нужна для ориентировки, продуманного набора педагогических действий. Что лежит в ее основе? Отношение к учебе, соответствие результатов затраченным усилиям, характер ожидания.
«Надежные». Школьники самого разного возраста: от начальных до старших классов. Хорошие способности. Самая главная их отличительная черта — добросовестное отношение к своим обязанностям. Домашние задания выполняют регулярно, исполнительны, активны в общественной работе. С самых первых дней школьной жизни у них сформировалась система во всяких делах. Они приучены к самостоятельности, уверены в себе. Уровень их притязаний соответствует возможностям. Успеваемость всегда высокая. Отличные и хорошие отметки воспринимают спокойно, как само собой разумеющееся. В классе чувствуют себя комфортно, защищенно, авторитетны, эмоционально устойчивы. Дети, как правило, из хороших, дружных семей. Секрет их надежности, устойчивости в работе — в постоянном ощущении сбывающейся радости. У них нет особых ярких взле- тов. Радость в чем-то буднична, но зато постоянна, глубока. У них могут быть сбои. Но специальных мер, как правило, • Принимать не следует. Это именно та редкая категория школьников, которых лучше на время оставить в покое, дать возможность самим разобраться в себе и в обстановке. Вмешательство со стороны может сбить с устоявшегося ритма, разрушить привычные представления о себе, проверенный стереотип поведения.
«Уверенные». Чем они отличаются от первой группы? Способности могут быть выше, чем у «надежных», но система работы слабее. Периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением, добросовестное отношение к своим обязанностям кое-когда «пробуксовывает». Повышенно эмоциональны, активно реагируют на успех, неудачу. Оценки и отметки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников — не только возможные сбои в работе, но и быстрое привыкание к успеху, девальвация сбывшейся радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для такого рода школьников хорошее действие оказывает прием типа «Холодный душ».
«Сомневающиеся». Это в целом благополучная категория школьников самого разного возраста: от младшего до старшего. Познавательные интересы у них связаны, как правило, с учебой. Способности хорошие, к делу относятся добросовестно. Учатся неплохо, условно их можно назвать «хорошистами». Самая главная их отличительная черта — неуверенность в своих силах.
Причины могут быть разными: заниженная самооценка, сформировавшаяся еще в дошкольный или младший школьный период; неустойчивое настроение, в основе которого слабость нервных процессов; сложная психологическая атмосфера семьи; конфликты, эпизодические неудачи и т. п.
В чем выражается неуверенность «сомневающихся»? В перепадах не только настроения, но и результатов работы. В период подъема они активны, добросовестно делают все, что от них требуется, сообразительны. Как только температура эмоционального состояния падает — возникает состояние, чем-то напоминающее депрессию, их трудно узнать. В отличие от других «сомневающиеся» не вступают в пререкания, не жалуются. Они тихо, но глубоко переживают, ничем не выражают недовольства. Это может серьезно дезинформировать учителя, усугубить его ошибки. Наиболее распространенные приемы работы с этой группы — эмоциональные поглаживания (в обращении с детьми опора только на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый ободряющие прикосновения).
Анонсирование. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. «Смысл анонсирования — в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к выступлению и т. п., — чем-то напоминает репетицию предстоящего действия. «Сомневающимся» такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
«Отчаявшиеся». Важно напомнить, что ситуация успеха рассматривается только в неразрывной паре: успех — неуспех. Неуспех школьника — результат несбывшейся радости; преодолеть неуспех — значит создать условия для того, чтобы радость все-таки состоялась. Кто такие «отчаявшиеся»? Они имеют неплохую подготовку, способности, успехи в учебе. Их «отчаяние» родилось не на пустом месте, т. е. они испытали радость сбывшихся надежд, а потом потеряли ее.
Причины разнообразны: серия неудач, приводящая к потере веры В свои силы; бестактность педагога, выразившего сомнение в способностях ребенка; позиция семьи, в которой ребенок занимал . положение «принца», а потом вдруг оказался в ситуации «золушки». Такое случается, когда взрослые решают свои проблемы, помня лишь о своих интересах, но забывая о тех, за кого они в ответе. В работе с этой группой применяются те же приемы, что и с другими детьми, но с большей настойчивостью и последо-ательностью. Важно не допускать возникновения ситуаций, доводящих ребенка до отчаяния, до потери веры в себя, в свои силы.
СИТУАЦИЯ ТИПА «НЕОЖИДАННАЯ РАДОСТЬ» Неожиданная радость — это чувство удовлетворения от того, результаты деятельности человека (школьника) превзошли ожидания.
С педагогической точки зрения неожиданная радость — peзультат продуманной деятельности учителя. Значит, для него здесь нет и не должно быть ничего неожиданного. Он, конечно, может радоваться вместе с учеником его достижениям, но он-то отлично знает, что эти достижения им были запрограммированы. Значит, неожиданной радость может быть только для ученика.
И для учителя радость его воспитанника может оказаться неожиданной, если он не предполагал его скрытых возможностей, взлета мыслей, дремавших до поры до времени и разбуженных прикосновением учительской заботы, мудрости. Но эта радость особого рода.
Неожиданную радость для ученика может породить результат, которого ребенок не ожидал, ограничивая свои возможности каким-то смутно или осознанно предполагаемым потолком; не ожидал, зная уровень требований данного учителя; не ожидал, опасаясь предвзятого к себе отношения учителя; не ожидал потому, что не хотел такой радости — предпочитал роль «среднего» ученика. Радость учителя может быть неожиданной, если он убедился, что результаты ребенка оказались выше ожидаемых благодаря его моральной поддержке или благодаря применению новых, не испытанных до сих пор методов, или благодаря созданию новой психологической ситуации. В основе радости учителя — осознание своей сопричастности к успеху, осмысление творческого начала в своей деятельности, убежденность в правильности примененных методов.
В каждой из ситуаций могут одновременно сочетаться несколько из перечисленных моментов. Поэтому трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости.