Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
Школьники 1—2-х классов отличаются исключительной доверчивостью к тем нормам и правилам, которые объявляются им как непреложные законы школьной жизни: сказывается новизна социального статуса ребенка, впервые вступившего в систему «ответственных зависимостей», сказывается неразвитость оценочной и самооценочной деятельности. Как уже отмечалось, оценки ребенка зеркально отражают оценки самого авторитетного человека — учителя.
По мере естественного развития на рубеже 3 —4-х классов у младших школьников начинает складываться собственное видение отношений, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих. При этом может сложиться такая ситуация, когда их уверенность в истинности, справедливости оценок учителя может быть поколеблена.
Это может случиться в тех случаях, когда слово учителя разошлось с его делом («Обещала нам рассказать что-то интересное, а ничего не рассказала», «Ругает нас, что мы на уроки опаздываем, а сама тоже опаздывает» и т. п.). Когда расходятся их мнения об одноклассниках («Б. И. говорит, что Танька умная и красивая, а она — жадная! Когда у нее стерженек кончится — ей все дают, а попробуй попросить у нее резинку — ни за что не даст! Б. И. ее хвалит и хвалит! Алешку все ругает. А он —добрый!»).
Возможны и такие ситуации, когда ребенок явно замечает, что «правила, висящие на стене», далеко не всегда стыкуются с явлениями окружающей его жизни: «октябрята — честные ребята», а вокруг обманывают. Списывать — нехорошо, шпаргалка — позор, а они выручают и т. п. Так, исподволь, формируется представление о двойной морали. Одна — «висящая на стене», другая — «во внутреннем кармане». Пользоваться нужно той, что удобнее, выгоднее.
Единство слова и дела учителя, развитие здорового общественного мнения, самостоятельности оценочных суждений — наиболее эффективный путь предупреждения разделения нравственных представлений и гипертрофированного детского конформизма.