Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
Она заключается в том, что в подростковом возрасте, когда идут бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Это естественные, спонтанно развивающиеся процессы, которые, однако, не могут быть пущены на самотек, требуют вдумчивого педагогического регулирования. Какие проблемы при этом возникают?
Проблема 1. Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием, особенно в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Оно абсолютно доминирует и в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Дефицит мужского влияния в школе особенно сказывается на подростках. Именно этим можно объяснить феномен «феминизации» мужчин и «маскулинизации» женщин. Попытки вернуть мужчину в школу, предпринимаемые за последние годы, пока результатов не дают. Проблема дефицита мужского влияния остается.
Проблема 2. Ее можно условно обозначить как «половая дезориентация», масштабы которой приобрели почти глобальный характер.
Эмансипация современных женщин, их равное участие во всех сферах производственной и общественной жизни, их независимое материальное положение и лидирование в семейной жизни имеет не только плюсы, но и серьезные минусы.
Мальчики-подростки могут принимать это явление как само собой разумеющееся, с готовностью перекладывать на плечи девочек, матерей именно ту работу, которая требует силы, выносливости, ответственности.
Изменить эту ситуацию школа не в состоянии. Но внести определенную коррекцию, смягчить остроту проблемы в какой-то мере возможно. Требуется прежде всего осознать сам факт подобного явления, продумать систему распределения общественных поручений, содержания бесед, организации совместной деятельности. Особенно важно вести педагогическую пропаганду в семьях, нацеливая их на воспитание не просто сыновей и дочерей, а именно будущих мужчин и женщин, будущих отцов и матерей. Суть такого воспитания состоит не столько в провозглашении самой идеи, сколько в обучении нужным умениям и навыкам заботы, ведения домашнего хозяйства, бытовых операций и т. п., готовности мальчиков «подставить плечо», помогая матери, сестренке и т. п.
С этих позиций серьезно должна быть пересмотрена роль детской организации. Это может быть пионерское и бойскаутское движение. Бойскауты ставят своей целью, помимо соблюдения норм поведения, овладение огромным количеством умений. По каждому — тщательно разработанная программа. Есть и такое умение: быть пионером, т. е. настоящим первопроходцем. Быть мужчиной или женщиной — это прежде всего умение им быть. В самом широком и в самом прямом смысле. Подросткам надо это доказать и этому учить, а не считать само собой разумеющимся.
Проблема 3. Связана с вопросами полового просвещения. Здесь также приходится сталкиваться с тремя затруднениями.
Первое — явное заблуждение в трактовке понятия «половое воспитание». Воспитание всегда предполагает воздействие на три структуры личности: сознание, чувства, поведение. Так называемое «половое воспитание» в школах сводится к половому просвещению, так как подросткам пытаются что-то объяснить, доказать, т. е. воздействуют в основном на сознание. Половое воспитание возможно, очевидно, в том случае, если решаются две описанные выше проблемы.
Второе затруднение связано с вопросом, когда должно начинаться половое просвещение. Одна точка зрения состоит в том, чтобы вообще не вести разговоров на эту тему. «Сами узнают, когда наступит время». Этот взгляд долгие годы доминировал, имеет авторитетную поддержку (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). По их мнению, нужно воспитание уважительного отношения мальчиков — девочек, юношей — девушек, а вопросы секса не должны быть предметом специального образования.
Другая точка зрения предусматривает беседы на «интимные темы» лишь в старшем подростковом и старшем школьном возрасте, причем с упором на гигиенический аспект («Гигиена девушек», «Гигиена юношей» и т. п.). Допускается здесь и более откровенный разговор о сексуальной стороне отношений, но в общих чертах, косвенно, с намеками. Наконец, в последние годы начало распространяться мнение о том, что вопросы отношений между полами должны раскрываться перед детьми едва ли не с дошкольного возраста. Появились отдельные издания («Как появляются дети»), в которых делается попытка раскрыть технику полового акта, зарождения плода, родов с наглядными изображениями всего этого в доступной для детей форме.
Какая из этих точек зрения наиболее приемлема, если учесть, что в каждой из них имеются свои достоинства, недостатки, есть своя медико-педагогическая логика? Нам думается, что однозначного ответа не может быть. Все зависит не столько от возраста ребенка, сколько от особенностей его воспитания, общего развития, нравственной культуры его личности, педагогической культры семьи и тех, кто такое просвещение ведет. Ясно одно, что чтение курса «Этика и психология семейной жизни» в старших классах своих задач не решает, так как не учитывает всей сложности поднимаемых проблем.
Проблема 4 (стихийное сексуальное просвещение). Идет мощный информационный поток на подростков по линии средств массовой информации (журналы, эротические фильмы), по линии официальных и подпольных видеотек, видеосалонов, видеокафе. Этот поток педагогически и социально либо бесконтролен, либо контролируется, направляется чисто символически.
На подростков с большой эмоциональной впечатлительностью, нравственно неустойчивых просмотр такого рода фильмов может оказать очень сильное влияние, толкающее на правонарушения и сексуальные преступления.
Административные запреты, финансовые, юридические санкции, попытки изолировать школьников от подобного рода «просвещения» малоэффективны. Действие закона «запретного плода» оказывается более действенным, чем педагогические противодействия. Призывы «дать свободу», осуществить «сексуальную революцию» по западному образцу и ждать, пока наступит пресыщение, потеряется новизна, необычность восприятия, вряд ли можно признать убедительными.
Наиболее реальный путь, очевидно, лежит все-таки в нравственных аспектах полового воспитания, в более жестком контроле государства за тем, чтобы дети, подростки не подверглись массированному натиску порнографии, эротики. Опыт таких стран, как Сингапур, Малайзия, Иран, доказывает эффективность таких ограничений.
Наиболее принципиальный подход, с нашей точки зрения, переключение (сублимация) сексуальной энергии подростков на добрые, важные, полезные дела, на спортивные, учебные успехи, на трудовую оплачиваемую деятельность и пр.
Проблема 5 (наиболее трудная). Ее можно условно обозначить как асоциально-половую адаптацию подростков. Она выражается в таких формах асоциально-полового поведения, как ранняя проституция. Описания этого страшного по своей безнравственности явления открыто и достаточно смело содержатся в печати, на радио, телевидении. Школа и общество еще только переживают шок от открытия самого факта, который либо скрывался, либо не обращал на себя внимания. Формула «социализм и проституция несовместимы» долгие годы гипнотизировала общественность.
Что побуждает подростков становиться на этот путь? Анализ дает возможность распределить провоцирующие факторы по формам содержания.
1) Аморальный образ жизни матерей, плюс материальные трудности, плюс отрицательный пример старших.
2) Изнасилование, плюс принуждение, плюс предоставление материальных благ.
3) Любопытство, плюс случайная связь, плюс принуждение.
4) Повышенная сексуальность, плюс случайная связь, плюс материальная заинтересованность.
5) Искаженные представления о «престижной вечной профессии», об особом, «избранном» образе жизни.
Возможны разные варианты, но это явление требует специального изучения. В настоящее время педагогика оказалась совершенно безоружной в борьбе с ним, и оно почти целиком оказывается в сфере действия органов милиции, суда, прокуратуры. Профилактическая работа только в семье и школе слишком неэффективна. Сложность в том, что здесь органически переплелись экономические, социально-психологические, этические, сексуальные проблемы.
К асоциально-половой адаптации можно отнести и случаи, когда школьники-подростки совершают изнасилования (индивидуальные, групповые), говорящие о полной несостоятельности нравственно-полового воспитания в семье’ и школе. Лишь на путях формирования у подростков представлений о праве личности на неприкосновенность, уважение к человеческому достоинству, к таким категориям, как «честь женщины», «честь мужчины» и т. д., следует искать способы предупреждения этой группы преступлений.
Пока социально-экономическое положение нашего общества остается сложным, растет молодежная преступность разных видов, трудно добиваться поставленных задач и в этой области. Но поиск должен продолжаться. И здесь важно найти пути переключения (сублимации) сексуальной энергии подростков на социально полезные, личностно значимые виды деятельности. В этом плане исключительную роль должны играть школьные психолого-педагогические консилиумы.
4. Ведущая педагогическая идея в работе с подросткамиСоздание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности, формирование ценностных установок, предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.