Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
Понятие самовоспитания имеет неоднозначную трактовку. Часть исследователей под самовоспитанием подразумевает самостоятельное поведение, саморегулирование своей деятельности (Ю. А. Самарин, В. Н. Немировская и др.).
Другие исследователи трактуют самовоспитание как целенаправленную деятельность по изменению самого себя (А. Г. Ковалева, Л. И. Рувинский). Существует и такой взгляд, при котором самовоспитание есть целенаправленная деятельность по развитию человеком собственных положительных и искоренению отрицательных качеств (А. Я. Арет). Мы полагаем, что особого противоречия между этими формулировками нет. С психологической точки зрения самовоспитание — деятельность по изменению самого себя. Но это изменение может быть со знаком «плюс» и со знаком «минус», если изменение не направлено на социально значимые, нравственные нормы общества.
С педагогической точки зрения, самовоспитание следует рассматривать как целенаправленный, организованный процесс развития положительных и искоренения отрицательных (опять же с точки зрения общественной!) качеств личности, который осуществляется под педагогическим руководством. Смысл данного руководства: а) помощь в осознании целей самовоспитания; 6) помощь в развитии мотивов самовоспитания; в) психологическая поддержка, стимулирование; г) помощь в осмыслении результатов, постановка новых перспектив.
Необходимо подчеркнуть, что самовоспитание свойственно в той или иной степени человеку на самых ранних стадиях развития. Его зачатки можно обнаружить даже у дошкольников, которые стремятся приспособиться к требованиям окружающих, изменяя, разумеется, не качества личности, а лишь поведение, т. е. идут по пути самоисправления (самокоррекции) поступков.
Младшие школьники также идут по пути самоисправления поведения, но на первый план выступают не поступки, самодисциплинирование, т. е. общая линия поведения. Как и дошкольники, младшие школьники побуждаются к самодисциплинированию не столько внутренними потребностями, сколько внешними требованиями учителей, родителей, обстоятельствами жизни и деятельности.
Объектом и предметом самовоспитания подростков становятся личностные качества. Главный побудитель — стремление к самостоятельности, потребность оценить свои возможности для ее сохранения. Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает некритическое подражание не лучшим образцам поведения.
Как и у подростков, самовоспитание старшеклассников нацелено на личностные качества. Подростки ориентируются лишь на те качества, которые обеспечивают им «суверенитет личности», позволяющие самоутвердиться в коллективе сверстников. Старшеклассники стремятся к самовоспитанию качеств в соответствии с тем, к чему они стремятся, на что рассчитывают, чем располагают. Т. е. самовоспитание старшеклассников построено на достаточно реалистической основе.
Именно старшеклассники рассматривают себя одновременно как объект и субъект воспитания. Это дает возможность оказывать им педагогическую помощь, влиять на их побуждения, направлять в нужную сторону на основе сотрудничества и содружества. Какими же путями осуществляется педагогическая помощь старшеклассникам в самовоспитании?
Путь первый. Использование соответствующих ситуаций для показа необходимости самовоспитания. Речь идет о ситуациях, когда старшеклассник сталкивается с затруднениями, которые разрешить самостоятельно он не может из-за недостатка опыта, неумения, слабости воли и т. п. Педагогическая задача в том и состоит, чтобы показать конфликт между тем, к чему стремятся юноша и девушка, и теми ресурсами, которыми они располагают. Важно доказать, что он может быть разрешен только собственными усилиями, только на путях самовоспитания.
Путь второй. Ориентация старшеклассников на принятие самообязательств и организацию самоконтроля, представляющих собой своего рода программу поведения на ближайшее и отдаленное будущее. Их содержание определяется осознанием того, что разрозненными, отдельными поступками желаемых качеств не сформировать. Важно наметить конкретную линию поведения. Самообязательства, если рассматривать их с психологической точки зрения, представляют собой специфическую установку, т. е. связаны с готовностью поступать определенным образом в сходных обстоятельствах. Это, образно выражаясь, «личностная программа поведения». В конечном итоге — кредо личности.
Самообязательства К. Д. Ушинского, например, состояли из следующих пунктов: 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что есть, ни тем, что будет (Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 11. М., 1952. С. 27).
Особенно ценны самообязательства, зафиксированные письменно. Старшеклассникам можно рекомендовать (тактично, тонко, без нажима) вести личные дневники, записные книжки, даже записи на отдельных листах для памяти, для самоконтроля. «Я придумал себе такое задание: «Письмо к близкому другу» и «Послание самому себе». Одна неделя — другу, другая — себе. Друзей у меня нет, хотя я всегда очень стремился их как-то заполучить. Видимо, есть у меня что-то такое, что отталкивает, или, если сказать мягко, не привлекает. Но что? Наверное, я неинтересный человек. Но очень хочу стать другим. Таким, чтобы ко мне тянулись, чтобы девушки с восторгом слушали мои остроты, чтобы я стал интересен самому себе…
Я стал записывать услышанные где-то и когда-то анекдоты. Стал выписывать всякие остроумные вещи из шестнадцатой страницы «Литературной газеты»… Потом я написал первое «письмо другу», в котором рассказал ему несколько самых остроумных, как мне показалось, историй и анекдотов… Потом я написал себе первое письмо, которое подписал так: «С приветом! Я». В том письме я рассказал сам себе, как мне все трудно дается, но какое удовольствие я испытал, когда мои анекдоты понравились моему другу. Не думайте, что у меня «поехала крыша». Я вполне здоров. Но эти письма дали толчок моему самолюбию и дали мне надежду» (Игорь 3. 16 лет). К сожалению, не удалось узнать о дальнейшей судьбе десятиклассника Игоря 3., о развитии его самообязательств. Но, несомненно, этот прием заслуживает самого пристального изучения. Его можно рекомендовать как оригинальный способ фиксирования самообязательств и контроля за их выполнением.
Интересен и способ, описанный Д. Карнеги: «В течение многих лет я веду книги встреч, в которых отражены мои ежедневные деловые контакты. Моя семья никогда не строит никаких планов относительно меня на субботние вечера, так как знает, что каждую субботу часть вечера я посвящаю процессу самоанализа, обозрению и оценке сделанного за неделю. После обеда я ухожу к себе, открываю свою книгу и размышляю над всеми встречами, дискуссиями и совещаниями, имевшими место в течение минувший недели…Я спрашиваю себя: «Какие ошибки я совершил за это время? Что из сделанного мной было правильным и что можно было сделать лучше и каким образом? Какой урок я смогу извлечь из этого?» (Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Свердловск, 1990. С. 78).
Путь третий. Содействие в организации самопрогнозирования. Этот путь логически продолжает описанный выше второй путь. Чтобы давать самообязательства, надо знать для чего. Каждому человеку свойственно стремление заглянуть в свой завтрашний день, т. е. осуществить «индивидуальный прогноз», существенно отличающийся от социально-экономического. Разумеется, между ними имеется прямая зависимость, т. е. каждый человек планирует свою жизнь, строит прогнозы, исходя из того, что происходит вокруг него, в обществе. Индивидуальный подход может быть, как и социальный, кратковременным, т. е. рассчитанным на ближайшие дни, недели. Например, студенты в преддверии сессии начинают перестраивать ритм жизни, деятельности в зависимости от прогноза результатов экзаменов, зачетов. Прогноз может быть среднесрочным, связанным с более отдаленной перспективой, например, прогноз ситуации в связи с предстоящим отпуском, каникулами. Он может быть долгосрочным, рассчитанным на отдаленное будущее, например, на окончание вуза, предстоящую учительскую деятельность, устройство семьи, быта и т. п.
Особую роль в педагогической деятельности имеет долгосрочный прогноз. Другие виды прогноза в работе со старшеклассниками не очень популярны в их среде, так как они рассматриваются нередко как вмешательство учителей в их личные дела. Наиболее реальны все виды прогноза в семье, при активном участии родителей.
Чем могут помочь учителя старшеклассникам в долгосрочном прогнозировании? Большая часть жизненной карьеры сегодняшних выпускников школ придется на ближайшие 10—15 лет. Следовательно, уже сегодня требуется определить, какие профессии могут оказаться престижными, в какие вузы, учебные заведения возможны приливы абитуриентов; каков будет спрос на специалистов разного профиля; какие тенденции в обществе будут доминировать: культурные, духовные или материальные, сугубо утилитарные и т. п.
Ответы на эти вопросы могут помочь старшеклассникам более четко определиться в отношении учебы, склонностей, развития соответствующих качеств и т. п. Однако важно иметь в виду, что далеко не все юноши и девушки в равной степени подготовлены к прогнозированию. Здесь можно выделить несколько типов отношения.
«Фаталисты». Люди, склонные не задумываться о завтрашнем дне, полагая, что в подробном самопрогнозе нет особого смысла. Все заранее предопределено судьбой. И что бы человек ни делал — от судьбы не уйдешь.
Сказывается здесь и боязнь заглядывать в завтрашний день, не ожидая от него ничего хорошего. Сократ утверждал, что люди не смогли бы нормально существовать, если бы им была точно известна дата смерти. Количество фаталистов в настоящее время значительно выросло в связи с усилением влияния религии. Фатум для многих — бог, который держит в руках людские судьбы. «Человек предполагает, бог располагает» — такова их формула. Встречаются эти тенденции и в среде старшеклассников. Не случайно некоторые молодые люди после окончания школы стремятся в духовные учебные заведения. Естественно, мотивы поступления бывают разные, но влияние фатализма вряд ли можно исключить.
«Стрекозы». Имеются в виду люди, напоминающие крыловскую стрекозу, которая «лето красное пропела…». Если изобразить людей по длине горизонта «личного планирования», то у фаталистов и крыловской стрекозы, явно не признававшей футурологии, длина этого горизонта близка к нулю. Они не хотят задумываться о завтрашнем дне, потому что исповедуют другое: «Хоть день — да мой!» В основе такого подхода явно завышенное представление о ценности дня сегодняшнего и недооценка дня завтрашнего. Классический пример тому — отношение к своему здоровью, даже к такому элементарному делу, как чистка зубов по утрам и вечерам. Люди, жалеющие затратить время на зарядку, на гигиенические процедуры сегодня, завтра расплачиваются по непомерно большой цене.
«Муравьи». Люди с нормальной реакцией на события сегодняшнего и завтрашнего дня, умеющие и стремящиеся постоянно обдумывать свои поступки в соответствии с прогнозом событий и соответствующим планом действий. У них четко прослеживаются все виды прогноза — ближнего, среднего, дальнего. Линия планового горизонта достаточно протяженная и имеет четко обозначенные границы.
«Компьютеры». Идея прогнозирования своей жизни, планирования каждого своего шага, продуманного вплоть до мелочей, настолько охватывает эту группу, что становится самостоятельным видом деятельности. Смысл прогнозирования для них не столько в том, чтобы предвидеть события, сколько в том, чтобы заниматься этим процессом. Из этой среды нередко выходят любители хиромантии, физиогномистики, гадания по картам, коллекционеры гороскопов самых разных видов и содержания. Этим старшеклассникам свойственно, с одной стороны, ответственное отношение к своим обязанностям, но излишняя мнительность, рефлексия, повышенная тревожность, нерешительность в решении сложных ситуаций. Противоположная особенность педантов заключена в твердости принимаемых решений, готовность доводить их до конца. Это вполне достойные качества, но они нередко сочетаются с излишней самоуверенностью, с нежеланием менять ранее намеченные планы. Линия планового горизонта у «компьютеров» очень широка, но имеет четко очерченные границы.
«Кассандры», или «Прорицатели беды». Линия планового горизонта у этих старшеклассников практически безгранична, но в своем будущем они видят только одни неприятности и каждый свой шаг пытаются направить на то, чтобы как-то «избежать неизбежных бед», застраховаться от предстоящих проблем. Подобная предусмотрительность лишает их способности получить удовольствие от радости сегодняшнего бытия, общение с ними затруднено, они склонны к одиночеству, предпочитают скрывать мысли и намерения, негативно действуют на окружающих своим постоянным пессимизмом и склонностью «накликивать несчастья».
Разумеется, приведенная классификация очень условна. Черты каждого типа могут переплетаться между собой. Но она дает возможность учитывать особенности прогностической деятельности старшеклассников, чтобы помочь им в самовоспитании.