Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
Формируется определенный тип внешности, анатомоморфологические особенности. Современная наука различает три главных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира), мезоморфный (стройный, мускулистый) яэктоморфный (худой, костлявый). Каждый из перечисленных типов имеет в глазах старших школьников определенную значимость.
Во всех возрастах наиболее привлекателен мезоморфный тип, наименее — эндоморфный. С первым типом у старших школьников связаны представления о спортивности, элегантности, лидерстве. Второй — предмет насмешек, иронического, снисходительного отношения.
Немаловажная роль — рост старшего школьника. Для многих из них рост и величие воспринимаются нередко как синонимы. Существует прямая связь между ростом и социальным статусом школьника. Впрочем, исследования американских психологов (А. Уилсон) установили эту связь и у взрослых людей. Родителям и педагогам необходимо знать эти особенности.
Излишняя полнота — источник глубоких, порой мучительных переживаний, предрасполагающих к неврозам, депрессиям. По нашим исследованиям, 73,7 % старших подростков, относящихся к условной категории «трудных», а точнее, занимающих «агрессивную» позицию в группе сверстников, ниже ростом. Акселераты, т. е. подростки с ускоренным темпом физического развития, воспринимаются взрослыми и сверстниками более зрелыми, поэтому проблему лидерства они решают без особых проблем.
Девочки-акселераты нередко оказываются в сложном положении. Они могут быть более крупными, рослыми не, только по сравнению с девочками, но и с мальчиками. Это, однако, может не только улучшать, но и затруднять их отношения со сверстниками. Старшие не принимают их в свою среду, а одноклассники либо избегают, либо подвергают насмешкам. В среде восьмиклассниц-девятиклассниц приходится сталкиваться с явлением, которое условно можно обозначить как «синдром Оксаны». Он вызывает беспокойство родителей, возмущение учителей. Дело в том, что эти школьницы не только активно интересуются своей внешностью, но и пытаются прибегнуть к косметике, макияжу, демонстративно носят украшения, взрослую одежду, постоянно смотрятся в зеркало. Что характерно: это касается девочек либо очень привлекательных, либо, наоборот, имеющих невыигрышную внешность. Здесь нет самодовольства, скорее наоборот, доминирует чувство тревоги. Первые, зная о своей привлекательности, пытаются выяснить, какими они будут в дальнейшем. Как будут смотреться в «оптимальном» варианте, если применять дополнительные средства. Вторые этими же способами пытаются как-то прибавить себе то, чем их обделила природа. Первые, постоянно любуясь собой, подобно красавице Оксане из гоголевской «Ночи перед Рождеством», пытаются разобраться перед зеркалом в секретах своей привлекательности, подчеркнуть ее, усилить. Вторые стремятся успокоить себя, убедить, что еще не все потеряно, что и они могут быть «в порядке», как все. Со временем это проходит, но в минуты терзаний старшим школьникам нужна не только психологическая поддержка, но и правильная ориентация. «Когда дочь рассказала мне о своих переживаниях, я не стала убеждать ее, что она красива или будет красивой. Я ей сказала просто: красота проходит. К ней могут привыкнуть. Женщина привлекает не столько красотой, сколько женственностью. Именно женственность, т. е. умение быть обаятельной, располагающей, со вкусом одетой, умеющей «подать себя» — изюминка настоящей женщины. Дочь поверила мне и успокоилась. И стала, как я заметила, не столько смотреться в зеркало, сколько делать себя» (из рассказа матери девятиклассницы). Несомненно, это разумная педагогическая позиция.
«Я объяснила Андрею, что красота мужчины не в высоком росте, а в высоте ума! Мужчина красив благородством, смелостью, мужеством. Ведь корень слова «мужчина» именно в мужестве! И еще добавила, что маленькие ростом мужчины гораздо более удачливы в жизни, в семейном счастье, чем очень высокие… Утешила парня, успокоила…» (из рассказа классного руководителя). Можно по-разному оценить аргументы педагога, но сам подход, думается, выбран правильно.