Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
Она складывается из трех основных элементов, которые можно условно обозначить следующим образом: понимание, плюс поддержка, плюс интерпретация.
Понимание. Психолого-педагогический акт, направленный на то, чтобы найти объяснение позиции, которую занимает старший школьник.
Понять ее может только гомо гносикус, т. е. человек изучающий. Социология, социальная психология, возрастная психология в сочетании с анализом личного опыта — основные источники понимания. Важнейшее условие понимания — не считать только свою позицию наиболее правильной; находить в позиции школьников наиболее приемлемые элементы; устанавливать причины ее возникновения, ее привлекательности для них.
Поддержка. «Когда я понял, что бороться с этими странными для нас, педагогов, вкусами старшеклассников бесполезно, когда я убедился, что они не слушают наши доводы, считают нас отсталыми, а этот рок стал для них чем-то вроде наркотика, я сделал очень простой шаг. Связался с шефом, родителями и… купил целую электронную установку для ансамбля рок-музыки! Начался ажиотаж, потом он исчез, все вошло в норму и мы начали гораздо лучше понимать друг друга…» (из рассказа директора школы).
Таким образом, «Поддержка» представляет собой психолого-педагогический акт, направленный на то, чтобы снять напряжение в позиции старших школьников, убрать конфронтацию отношений между ними и взрослыми. Не за счет отказа от собственных взглядов, а на основе признания за старшеклассниками права на собственную позицию, собственные взгляды и вкусы. Признание не на словах, а на деле. В этом главный педагогический смысл поддержки.
Интерпретация. «Конфликт был исчерпан. Я объяснила ребятам, почему отказалась выслушать объяснения Игоря, и они согласились, что у меня другого выхода просто не было. Игорь должен был понять, что его поведение выходило за рамки приличия, и что бы он ни говорил, все равно я простить ему не смогла бы. Они доказали мне, что как человек я имела право на обиду. Как учитель — нет. И на первом плане я должна быть Учителем, а уж потом Человеком. Я могла с этим не согласиться, но они уточнили: Учитель, конечно, Человек, но особого рода. Именно с большой буквы. И не все человеческое ему должно быть доступно. На этом и поставили точку» (из рассказа руководителя 10-го класса).
Таким образом, интерпретация есть психолого-педагогический акт, который заключен в том, чтобы учитель и старшеклассники четко обозначили свои позиции, подвергли их взаимному толкованию (интерпретации), нашли пути сближения. Приведенный выше пример касается лишь частного конфликта, но сама суть интерпретации имеет достаточно широкий характер. Возникновение у старшеклассников потребности в любви Педагогический подход к оценке этого сложного физиологического, психологического, социального феномена опирается на несколько отправных положений. Их учет позволит избежать нескольких серьезных ошибок.
Положение первое. Любовь нельзя сводить к фрейдистскому положению о том, что она является всего лишь психологической надстройкой над биологической природой полового влечения. Эту связь отрицать нельзя, но сводить только к ней любовь вряд ли правомерно. Любовь — более сложный феномен, она имеет как биологическую, так и идеальную (духовную) природу. «Каждый индивид обладает какими-то природными половыми потенциями, но «сценарий» его сексуального поведения, то, как и кого он будет любить, определяется всей совокупностью условий, сформировавших его личность» (Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. С. 130).
Положение второе. Любовь имеет две стороны: стремление к духовной и физической близости. В идеале эти стороны в конечном итоге должны сливаться. Чем сильнее духовная сторона любви, тем любовь сильнее. Но и стремление к физической близости играет очень большую роль в силе любовной страсти. У старшеклассников на первый план выступает духовное начало. Особенно это касается девушек. У юношей сексуальная сторона влечения выражена более активно. Это означает, что педагоги, родители не могут не считаться с чувствами первой любви, не могут ее рассматривать как «блажь», «глупость» и т. п. Все это серьезно и требует серьезного отношения. Первая любовь может окрасить всю жизнь человека, может сделать его счастливым, но может и изломать судьбу. Это означает, что со старшеклассниками необходимы серьезные беседы, совместные раздумья. Они очень нуждаются в помощи старших, чтобы разобраться в себе, в своих чувствах. Разумеется, не следует поддерживать стремление несовершеннолетних вступать в брак, вряд ли можно признать нравственными их добрачные интимные связи, а тем более проявления сексуальной распущенности.
Положение третье. Помощь старших не означает их право «ощупывать сердце железными рукавицами». Из школы необходимо изгнать нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюбился. Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновеннейшим» (Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 223). Это, однако, не означает, что взрослые должны стоять в стороне от проблем любви, секса и брака. Но здесь необходим дифференцированный подход, учитывающий типологию отношений к указанной проблеме. В приложении Г приведена классификация старшеклассников, в зависимости от их отношения к вопросам любви, выделены несколько типов таких отношениий. Данная классификация, не только ограниченна, но и относительна. Признаки каждой группы могут переплетаться с другими, носить как временный, так и постоянный характер.
Педагогически важно иметь в виду неоднородность молодежных ориентации в этой очень сложной и многофакторной области человеческих отношений, чтобы избежать поспешных, категорических оценок, непродуманных действий.
Педагогическая позиция в вопросах связи любви, секса и брака заключается, по нашему мнению, в следующих посылках:
ПОСЫЛКА ПЕРВАЯ: «Всем ли дано любить?» Ответ очевиден: да, всем. Но реализовать свою любовь может лишь тот, кто реализует себя в других формах человеческих отношений. Человек, не способный к психологической близости с другими, может испытывать очень сильную потребность в любви. Но эта потребность никогда не будет удовлетворена, ибо он не умеет ни отдавать, ни даже брать. Иначе говоря, он не в состоянии вести себя как любящий, не умеет быть любимым. Любовь — это не только чувство, не только отношение, но и поведение», (см.: Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990. С. 74-75).
ПОСЫЛКА ВТОРАЯ: любви-поведению надо учиться, как учатся этике, культуре поведения. В любви существует определенный ритуал-ухаживание, ритуал-забота, ритуал-помощь. В ритуале есть техника, которую нужно усвоить. Большинство юношества учится этому стихийно, следуя порой далеко не самым лучшим образцам. Следовательно, всему этому надо учить планомерно, последовательно, по детально разработанной программе. Лучшие образцы любви-поведения можно найти в романах классиков (Шекспир, Стендаль, Тургенев, Толстой и пр.). Это вечный капитал человечества, который очень слабо пускается «в оборот».
ПОСЫЛКА ТРЕТЬЯ: не следует объявлять ревность пережитком или пороком. «Радикально уничтожить ревность — значит уничтожить любовь к лицу, заменяя ее любовью к женщине или мужчине, вообще любовью к полу… Ни слез о потере, ни слез ревности вытереть нельзя, и не должно, но можно и должно достигнуть, чтобы в них равно не было ни монашеского яда, ни дикого зверя, ни вопля уязвленного собственника…» (Герцен А. И. Былое и думы // Собр. соч.: В 30 т. Т. 10. М., 1956. С. 204-205).
ПОСЫЛКА ЧЕТВЕРТАЯ: в первой любви нельзя спешить — знакомиться, влюбляться, сближаться, выяснять отношения и… расставаться. Спешка объясняется представлениями у молодых людей о том, что любить по-настоящему можно только в ранней юности. Любви «все возрасты покорны», только любовь в шестнадцать и любовь в шестьдесят будут разными по глубине, зрелости, устойчивости и умению любить. «Ромео и Джульетта знали о любви такое, что позабыли бы лет через десять и не вспомнили бы даже в самые радостные или тревожные минуты… Не стоит спорить и сравнивать мудрость в 20 и 40 лет: они разные, и только избранным иногда удается сохранить первую, приобретя вторую…» (Эйдельман Н. Апостол Сергей. М., 1975. С. 285).
ПОСЫЛКА ПЯТАЯ: следует избегать представления о том, что любовь — благородная, возвышенная, секс — постыден, плотски греховен. Сексуальные отношения благородны в том случае, если они насыщены благородством нравственных, духовных отношений. Но все же спешить в школьном возрасте с сексуальными отношениями вряд ли целесообразно с социально-психологической, медицинской точки зрения. Очень велика нравственная ответственность человека за эти отношения.