Лекции по дисциплине «Педагогическая психология»
Количество и продолжительность сессий
Со старшими подростками достаточно одной-двух встреч в неделю. Продолжительность сессии — не меньше часа, чтобы иметь время для игровой терапии.
Мотивация участников
Успех групповой работы определяется интересом и мотивацией участников. Групповой процесс должен быть построен так, чтобы детям было интересно. Как можно больше игр, мозаик и всего, что может вовлечь и заинтересовать детей. Сам ведущий должен быть ребячливым, подвижным и веселым. Рассказы и ролевые игры должны соответствовать возрасту и развитию детей.
Основные стратегии
Групповая работа начинается с оценки. Изменения начинаются с того момента, когда ребенок задумывается о своих эмоциях и о том, что он собирается делать. Общение с другими детьми в группе увеличивает количество выборов.
1. Закончи предложение
Ведущий предлагает незаконченные предложения, специфичные для проблематики группы:
• Я веселюсь, когда…
• Мне особенно грустно, когда.
• Я чувствую себя лучше, когда…
• Что меня бесит, так это…
• Мое любимое занятие…
• Неприятности вызывают у меня…
То, как ребенок заканчивает предложение, помогает психологу выявить его иррациональные представления, способы решения проблем, аффективные и поведенческие реакции. Ведущий поддерживает в ребенке позитивную самооценку.
2. Сочинение рассказа
Можно предложить детям картинки из журнала или придумать что-то другое. Ведущий задает вопросы типа:
• Что происходит на этой картинке?
• Как ты думаешь, что девочка собирается делать?
Некоторые вопросы могут быть очень специфическими, направленными на определенные когнитивно-бихевиоральные навыки:
• Как она себя чувствует?
• Как эта маленькая девочка выйдет из положения?
• Как ты думаешь, что она думает об этом?
Ведущий может также начать рассказ, а дети его продолжают или заполняют пропуски.
3. Ролевые игры
Ведущий предлагает ситуацию, предполагающую вовлечение разнообразных когнитивно-бихевиоральных навыков. Разыгрывание ролей позволяет гибко и в то же время специфично моделировать возможные жизненные ситуации.
4. «Игра в чувства»
Детям и подросткам в состоянии кризиса (перенесшим травму, испытывающим депрессию и др.) важно уметь распознавать и называть свои эмоции. Ведущий раздает детям карточки, на которых написаны названия различных чувств. Малышам, не умеющим читать, можно назвать шепотом эти чувства. Затем каждый ребенок по очереди изображает, проигрывает чувство, написанное на его карточке, а остальные отгадывают, что это за чувство, и объясняют свою догадку.
Возможные варианты игры:
• рисунки лиц, выражающих различные эмоции;
• дети рисуют лица, выражающие различные эмоции;
• ведущий изображает определенное чувство, дети отгадывают это чувство и оценивают в баллах его интенсивность;
• дети предлагают чувства, уместные в различных ситуациях: кто-то не получил подарка или над ним смеются.
5. Игра в решение проблем
Ведущий предлагает проблемную ситуацию, и дети вслух рассуждают, как можно ее разрешить.
В работе с подростками важно изменить их иррациональные представления, внедрить позитивную самооценку, помогающую совладать с кризисом (травмой и др.). Важно также научить их навыкам социализации. Следует обратить внимание на такие навыки, как контакт глазами, сдерживание своей активности на приемлемом уровне, контроль импульсов.
Итак, подведем итоги.
• В жизни есть ситуации, которые нельзя исправить, их нужно пережить. Пережить — значит сделать усилия по перестройке психологического мира, чтобы найти смысловое соответствие между сознанием и бытием для «повышения осмысленности жизни».
• Чтобы достигнуть естественного состояния, быть самим собой, требуется сложная духовная работа. Надо бесстрашно взглянуть на самого себя, на свои мысли, чувства, поступки, не бояться увидеть их противоречивость, а иногда и непривлекательность.
• Чтобы облегчить переживание неприятных состояний, используйте метод парадоксального намерения: стремитесь прямо вызвать или усилить в себе это состояние.
• Ваши воспоминания — это картина, которая есть в вашем сознании сейчас. Вы вольны изменить в этой картине наблюдаемый объект, субъекта (наблюдателя) или контекст, это изменит ваше психологическое состояние.
• Ваше прошлое — богатейший материал для творчества. Чтобы он послужил дальнейшему личностному росту, его надо пережить, то есть найти в себе силы преодолеть внутренние противоречия и восстановить утраченное равновесие. Поработайте с ним, напишите свою автобиографию, и вы почувствуете себя обновленным (Ф.Е. Василюк).
Можно также указать некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать как при индивидуальном, так и при коллективном поиске решения для преодоления кризисных ситуаций (В.К. Зарецкий). Эти правила, которые можно рассматривать как необходимые условия продуктивности поиска решения в проблемных ситуациях, сформулированы на основе обобщения типичных причин неуспеха при решении творческих задач.
Правило I. Чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить.
Правило 2. Чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно.
Правило 3. Чтобы решить задачу, надо ее решать.
Правило 4. Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению.
Правило 5. Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к решению.
Независимо от индивидуальных особенностей мышления именно потеря желания, утрата веры в успех, «обозначение» деятельности по решению задачи вместо реального поиска и неумение увидеть в помехах путь к решению являются наиболее типичными причинами непродуктивности творческого поиска в кризисных ситуациях.
Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитую самооценку и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.