Галлюцинации - качественные нарушения восприятия; возникновение в сознании чувственного образа, обладающего всеми критериями реальности и воспринимаемого человеком как образ реальный, при отсутствии объекта восприятия. Галлюцинации возникают вследствие возбуждения чувственных отделов коры головного мозга вследствии воздействия болезненных агентов (токсинов и т.д.) на функционально измененные в результате болезни (чаще в ультрапарадоксальной фазе) клетки ЦНС.

По преимущественной заинтересованности того или иного анализатора бывают:

а) зрительные – подвижные и неподвижные, содержимое галлюцинации может пугать

б) слуховые: элементарные – акуазмы (элементарные звуки типа звон, гудки, выстрел) и фонемы (голоса, слова, речь); наиболее опасны императивные слуховые галлюцинации

в) обонятельные

г) вкусовые

д) тактильные (осязательные) – ощущение ползающих по телу насекомых, посторонних предметов под кожей

е) висцеральные – ощущение явного присутствия в полости тела инородных предметов (живых и неживых)

ж) сложные (комплексные) – несколько видов одновременно

Функциональные галлюцинации - появляются при существовании реального раздражителя и не сливаются с ним, существуют параллельно (в шуме дождя больной начинает слышать голоса людей). Иллюзии сливаются с внешним раздражителем.

Рефлекторные галлюцинации - возникают в сфере одного анализатора и действуют в сфере другого.

Галлюцинаторный синдром (галлюциноз) - характеризуется наплывом галлюцинаций, начинающихся с состояния тревоги, страха, беспокойства; сознание остается непомраченным, все виды ориентировки сохраняются; часто формируются бредовые идеи (галлюцинаторный бред), больные спасаются от преследователей, бывают агрессивными.

Псевдогаллюцинации - отличаются следующими критериями:

1. критерий неполноты компонентов реальности: не имеют внешней проекции, а проецируются внутри тела больного, либо за пределами внешнего горизонта. Образы могут быть лишены цвета, формы, звучности и других свойств, что создают у больного впечатление необычности воспринимаемого предмета или явления.

2. критерий чувственной яркости: лишены реальности и чувственной живости (слышимые голоса слишком громкие или слишком тихие, лишены тембра или акустичности, «плоские, как по радио»)

3. критерий «сделанности», «навязанности извне»:  неполнота и необычность восприятия при отсутствии критики к болезненному происхождению воспринимаемого образа порождает чувство искусственности, навязанности этих образов. Больные связывают эти образы с действиями определенных лиц, которые заставляют их воспринимать слуховые или зрительные образы.

4. критерий актуальности поведения:  в отличие от истинных не отражаются в поведении больного

5. критерий социальной уверенности: больные с псевдогаллюцинациями считают свои переживания сугубо личным делом