На сегодняшний день можно выделить четыре относительно независимых реальности жизни, в которых представлено знание о человеке.

Во-первых, это конкретные знания о людях, которые человек получил в процессе своей жизни. Он проверил их на истинность и достоверность событиями своей индивидуальной судьбы, другого критерия нет. Человек применяет эти знания в воздействии на других людей, на конкретного человека и таким образом делает их доступными для окружающих. Эти знания можно назвать житейскими, а основанное на них воздействие на человека, - житейской психологией. В этом смысле каждый из нас обладает таким знанием, проверенным на достоверность личными переживаниями. Это знание, носит своего рода эталонный характер, ограничивая или расширяя рамки возможного воздействия на другого человека. Житейская психология - ненаучный термин, обозначающий психологию людей в том ее виде, в каком она существует и проявляется в повседневной жизни.

Во-вторых, это обобщенные знания о людях, которые человек получил в относительна замкнутой группе людей - семье, производственном или школьном коллективе, классе, и т. п. Это знание проверено на истинность и достоверность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с другими общностями людей.

К отдельному человеку эти знания применяются через систему группового воздействия, в свою очередь он сам использует их как материал для саморегуляции, при взаимодействии в группе и с другими общностями людей.

Материал такого рода знания широко представлен в вариантах речевых стереотипов и стереотипах воздействия, существующих в группах. В известном смысле сюда относятся ритуалы, обряды, традиции, и также пословицы и поговорки, содержащие знания о других людях.

Эти знания можно назвать обыденными, а основанное на них воздействие на другого человека - обыденной психологией, которая позволяет предвидеть последствия поведения человека в относительно замкнутой группе людей.

В-третьих, - это обобщенные знания о людях, которые получены относительно небольшой группой людей - ученых, поставивших своей целью получить обобщенное, закономерное, достоверное знание о людях, специально проверенное на истинность и достоверность. Эти ученые - психологи и представители смежных наук о человеке, в первую очередь, естествознания, пользуются специальными приемами получения достоверного знания, которые называются методами науки. Для них очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и се предмета. Предмет науки о человеке - человек в целом или его отдельные качества, отсюда постоянный вопрос о связи и взаимодействии различных качеств человека, например, возраста и типа мышления, пола и способов организации деятельности и т. п. Для получения обобщенного, закономерного знания очень существенным является вопрос о формах выделения этого знания, фиксации и передачи его даже в группе ученых, исследующих человека. Это вопрос об основных научных категориях, в которых может быть получено, проверено и передано обобщенное знание.

Ученые пользуются такими научными категориями, как активность, деятельность, индивид, личность, потребность, способность и т. п. Содержание этих категорий проверяется с помощью эксперимента или наблюдения. В эксперименте или наблюдении получают факты, которые специально проверяют на достоверность и истинность с помощью статистических методов. Для этого используют сложный математический аппарат,  позволяющий  зафиксировать найденную закономерность как истинную.

Результатом работы ученых является некоторая обобщенная закономерность. При использовании этого знания для воздействия на человека встает вопрос о степени выраженности этого качества у конкретного человека. Очевидно, что есть люди, которые обладают этим качеством минимально, а есть люди, которые обладают им в большей степени. По сути дела найденную закономерность придется предельно конкретизировать.

Какое знание о человеке требуется в реальной практической жизни? Обобщенное, закономерное или конкретизированное?

Ответ, видимо, лежит в такой плоскости: при воздействии на группу людей, чем больше группа, тем более вероятно, что она примет это воздействие и будет реагировать по найденной закономерности. При воздействии на одного человека обобщенного закономерного знания может оказаться недостаточно, вариантов человеческой индивидуальности бесчисленное множество. Этот факт требует наличия постоянного механизма  конкретизации обобщенного закономерного знания о человеке. Итак, обобщенное, закономерное знание о человеке, полученное  группой людей - ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов, может быть названо научным или академическим. Организуемое  на  его основе воздействие на человека представляет собой  академическую психологию.

Надо сказать, что с момента своего появления на свет научная, академическая психология переживала не один глубокий кризис,  связанный  с  поисками  своего предмета исследования и соответствующих ему методов. Иллюстрацией этого может служить вся история психологии от В.  Вундта до наших дней. На сегодняшний день любой ученый начинает с уточнения предмета своей науки, который кажется таким очевидным и, тем не менее, бесконечно сложным для изучения.

Относительная замкнутость круга ученых, изучающих человека, неоднозначность в описании и интерпретации фактов жизни человека приводят к тому, что общественный интерес к их работам сравнительно невысок. Достаточно в этом плане посмотреть на тиражи научных  психологических журналов, выпускаемых в СНГ, который очень невелик.

В то же время в обществе всегда была и есть острая потребность в информации о человеке, которая удовлетворялась на уровне житейской или обыденной психологии.

Специфический язык науки о человеке делал ее малодоступной для людей, занятых практическим воздействием на других, в первую очередь это представители педагогических и других ориентированных на человека профессий.

Другая особенность научного, академического знания, затрудняющая его применение, состоит в том, что использователь этого знания должен видеть исходные моменты получения этого знания - позицию автора (ов) закономерного знания. Он не только должен ее выделить, но и включить специальным действием в обоснование своих воздействий на другого человека. Другими словами, чтобы применить научное знание о человеке, надо отрефлексировать его происхождение (контекст) и соотнести с реальной ситуацией, с реальным поведением конкретного человека (текстом). При этой рефлексии важно не потерять и свой подтекст действия - ради чего, с какой целью я его (это знание) применяю.

Вот эту-то процедуру и затрудняются произвести люди, пытающиеся использовать закономерное, достоверное научное знание.

Трудности определяются, прежде всего, тем, что они видят конкретного человека сквозь призму своего профессионального подтекста, сужающего видение человека до нескольких, если не до одного качества. Так, для врача другой человек - больной, для учителя - ученик, для актера - зритель, для парикмахера - клиент, для продавца - покупатель и т. п. Это приводит к невольному искажению любой обобщенной, закономерной, научной информации о человеке или переводит воздействие на другого человека на уровень житейской или обыденной психологии.

Итак, смысл и цель академической психологии - получение закономерного, достоверного знания о человеке. Это знание является отчужденным от жизни самих ученых, т. к. проверяется на достоверность не их личными судьбами и переживаниями, а специальными научными методами, которые имеют значение для относительно небольшой группы людей - ученых.

Это обобщенное, закономерное знание может быть долгое время невостребованным, если в обществе нет заинтересованности в организации обоснованного и целенаправленного воздействия на группы людей, или на отдельного человека. Вот тогда и возникает необходимость использовать это знание. Однако его особенность достоит в том, что оно требует специального «перевода» на язык непосредственного воздействия. Появляется потребность в специальных средствах такого «перевода», чтобы в процессе конкретизации обобщенного знания не было потеряно его главное качество - достоверность.

Как писал академик А. Ф. Лосев: «Наука, конечно, не есть жизнь, но осознание жизни, и если вы - строители науки и творцы в ней, вам волей-неволей придется запереться в своем кабинете, окружиться библиотекой и хотя бы временно закрыть глаза на окружающее. Жизнь не нуждается в науке и в диалектике. Жизнь сама порождает из себя науку и диалектику. Нет жизни, нет верного восприятия жизни, - не будет ничего хорошего и от диалектики, и никакая диалектика не спасет вас, если живые глаза ваши - до диалектики - не увидят подлинной и обязывающей вас действительности. 

Таким образом, достоверное, обобщенное знание о человеке само по себе существующее в культуре в виде научных текстов не может стать содержанием информации о другом человеке. Оно должно быть трансформировано особым образом. Каким?

Ответ на этот вопрос дает анализ ситуации появления в  психологической  науке нового  направления - практической психологии

В отечественной психологии время появления этой отрасли психологии насчитывает несколько лет, достаточно посмотреть психологические журналы  5-летней давности, там  нет еще такой  рубрики. В целом, появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного человека и относительно небольших групп людей (например, ученых-атомщиков или экологов). Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в пределах не только одной страны или ряда стран, но и в масштабе планеты. Достаточно вспомнить аварию на ЧАЭС или решение вопроса о войне с Ираком.

Отсюда и возрастание общественного интереса к проблемам человека, его индивидуальности, к возможностям воздействия на человека. Эти обстоятельства и привели к созданию практической психологии, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни. При этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека.

Чтобы получить знание об индивидуальности человека, практический психолог должен обладать обобщенным знанием, которое он будет использовать, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека. Это обобщенное знание о человеке, научное, достоверное, позволит пользоваться критериями научной, а не житейской психологии, при анализе индивидуальности человека и конкретных обстоятельств его жизни.

Информация о человеке, которую получает и использует практический психолог - это конкретные знания о конкретном человеке, полученные на основе обобщенной научной теории. Обобщенная научная теория - это способ мышления практического психолога о человеке. Способ, который, в отличие от житейской психологии, может быть выделен и проверен на достоверность.

Таким образом, психологическая информация, полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание, в свою очередь она обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога.

Промежуточными формами практической психологии являются: религиозная, культовая, народные традиции, магия.